Баядерка
Автор балета - Людвиг Федорович (Алоизий Людвиг) Минкус
Действие первое
Картина первая. Праздник огня.
Театр представляет священный лес; ветви бананов, амрасов, магдависов и других индийских деревьев переплетаются между собой. Слева — пруд,
назначенный для омовений. В глубине — вершины Гималаев.
Богатый кшатрия (знаменитый воин) Солор входит с луком в руке. Охотники преследуют тигра. По знаку Солора они пробегают по сцене и
углубляются в лес. Солор на некоторое время отстает от них и приказывает факиру Магдавае не покидать этого места, чтобы найти случай
поговорить с прекрасной Никией, которая живет в пагоде. Потом Солор уходит.
Двери пагоды отворяются, и из храма торжественно выходит Великий брамин; за ним следуют мунисы, ришисы, браматшоры (индийские священники)
и, наконец, гуроны, в длинных полотняных одеждах. На лбу у всех священные шнуры — знак браминского достоинства. Из пагоды выходят также деридахи (баядерки первого разряда).*
Делаются приготовления к Празднику огня. Подле пагоды и на самых галереях ее собираются факиры, джоги, фадины (странствующие духовные лица).
— Где же, однако, наша скромная баядерка Никия? Я не вижу ее здесь,— спрашивает Великий брамин.— Прикажите позвать ее. Она должна своими
танцами украсить нашу духовную процессию.
Несколько баядерок уходят за Никией. Кающиеся играют железом и огнем. У некоторых кинжалы, сабли, ножи и другое острое оружие, которым они
размахивают; другие держат зажженные факелы.
Факир Магдавая тоже принимает участие в танце, но не перестает искать глазами прекрасной Никии.
Наконец в дверях пагоды появляется закутанная покрывалом баядерка. Освещенная красноватым светом факелов, она привлекает к себе общее
внимание.
Великий брамин подходит к ней, поднимает покрывало и приказывает ей принять участие в танцах.
Никия сходит со ступенек пагоды и начинает танцевать.
Танец «Джампо».
Потом звуки турти (волынки) и вины (небольшой гитары) служат аккомпанементом грациозным и сладострастным движениям баядерки. Движения эти
делаются все живее и быстрее, оркестр положительно гремит, и преяснии танец снова возобновляется.
Во все это время Великий брамин не спускает с прекрасной баядерки влюбленного взора.
Когда она танцует, он подходит к ней и говорит:
— Я люблю тебя... я с ума схожу от любви к тебе... я сделаю тебя главой в нашем храме... заставлю весь народ обожать тебя!.. Только...
отвечай мне на мою любовь!
— Ты забываешься!—говорит она.— Посмотри на этот шнурок! Это знак высокого сана, который ты занимаешь... Я не люблю тебя и никогда не
полюблю.
Она с ужасом отталкивает его.
— А! — восклицает брамин.— Помни лее, что я никогда не забуду этого оскорбления!.. Я употреблю все силы, чтобы отомстить тебе!.. И моя
месть будет ужасна!..
Никия старается удалиться. Она идет с другими баядерками и, так нее как они, наполняет свою вазу водой из священного пруда и дает пить
утомленным странникам и людям, принимавшим участие в танцах.
Факир Магдавая продолжает свой оригинальный танец и свои фанатические бичевания. Никия подходит к нему и предлагает воды, чтобы
прохладиться. Факир пользуется удобным случаем й говорит баядерке:
— Солор тут поблизости... Он хочет тебя видеть - Никия в восторге от этого известия.
— Пусть он придет, как только кончится торжество,—отвечает она.— Я буду у окна - Постучит три раза — и я выйду.
— Хорошо, понимаю. Только тише! Нас могут услышать.
Факир опять принимается за свою безобразную пляску, а Никия уходит, как бы ничего не зная.
Церемония оканчивается. Брамины велят баядеркам идти в храм. Все уходят со сцены.
Показывается месяц. Окна пагоды темны. Солор идет в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей
возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины. Солор медленно приближается к окну и стучит
три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках.
Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны. Солор бросается к ее ногам, потом
заключает ее в свои объятия. Они счастливы.
— Я люблю тебя,— говорит Никия,— ты храбрый!.. Какое только горе, что нам нельзя часто видеться!..
— Я жить не могу без тебя,— отвечает Солор.
— Да, но что делать?.. Взгляни на эту одежду — я баядерка!.. Меня с детства обрекли на это звание. Я не могу его оставить- Ты — мое
единственное утешение в жизни.
В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застает влюбленных обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но
удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит.
— Убежим! — говорит Солор.— На этих днях я приду за тобой... Я богат... От тебя зависит только согласиться!..
- Я согласна! Но поклянись только перед этим храмом... что твое сердце никому не будет принадлежать, кроме меня... что ты меня будешь
любить всю жизнь!..
— Я клянусь тебе в этом и призываю в свидетели Браму и Вишну!
— Хорошо, помни же свою клятву... Если ты позабудешь ее, тебя будут преследовать всевозможные несчастья.
— Посмотри, однако, уже начинает рассветать, нам нужно расстаться.
В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не
замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор
прячется за деревья.
Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор
рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Наконец он отдает охотникам приказание возвращаться домой и отправляется
вместе с ними, рассчитывая скоро вернуться.
Никия посылает Солору из окна воздушные поцелуи и начинает играть на инструменте прежнюю мелодию.
В дверях пагоды опять показывается Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести.
1 | 2 | 3 | 4