Любые места на любые спектакли!
балет Баядерка в Большом театре

билеты на балет «Баядерка» в большом театре

Московский сотовый телефон: Контактный номер телефона, позвонив по которому вы можете заказать доставку билетов на балет "Баядерка" звонить с 9 до 21 ч.
Билеты на "Баядерку" :: Основная сцена :: Новая сцена :: Купить! :: Себе или своим

 

БАЯДЕРКА

La Bayadère

Балет в четырех действиях с апофеозом.

Либретто (ранний вариант)

Источник: Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. - М., "Искусство", 1977.

Печатается с небольшими сокращениями текста диалогов, не представляющих ни литературной, ни сценической ценности. ( Примечание Ю. Слонимского.)

"Баядерка", балет в 4-х действиях, 7-ми картинах с апофеозом, хореограф М. Петипа, сценарий С. Худекова, музыка Л. Минкуса.

Действующие лица:

  • Дугманта, раджа Гольконда.
  • Гамзатти, дочь его.
  • Солор, богатый и знаменитый кшатрия.
  • Никия, баядерка.
  • Великий брамин.
  • Магдавая, факир.
  • Толорагва, воин.
  • Брамины, браматшоры, судры (слуги раджи), воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты и охотники.
Действие первое.
Картина первая. Праздник огня.

Театр представляет священный лес; ветви бананов, амрасов, магдависов и других индийских деревьев переплетаются между собой. Налево пруд, назначенный для омовений. В глубине - вершины Гималая.

Богатый кшатрия Солор (знаменитый воин) входит с луком в руке. Охотники преследуют тигра. По знаку Солора они пробегают по сцене и углубляются в лес.

Солор на несколько времени отстаёт от них и приказывает факиру Магдавае не покидать этого места, чтобы найти случай поговорить с прекрасной Никией, которая живёт в пагоде. Потом Солор уходит.

Двери пагоды отворяются, и из храма торжественно выходит Великий брамин; за ним следуют мунисы, ришисы, браматшоры (индийские священники) и, наконец, гуроны в длинных полотняных одеждах. На лбу у всех священные шнуры - знак браминского достоинства. Из пагоды выходят также деридахи (баядерки первого разряда)*.

Делаются приготовления к празднику огня. Подле пагоды и на самых галереях её собираются факиры, джоги, фадины (странствующие духовные лица).

- Где же, однако, наша скромная баядерка Никия? Я не вижу её здесь, - спрашивает Великий брамин. - Прикажите позвать её. Она должна своими танцами украсить нашу духовную процессию.

Несколько баядерок уходит за Никией. Кающиеся играют железом и огнём. У некоторых кинжалы, сабли, ножи и другое острое оружие, которым они размахивают; другие держат зажжённые факелы.

Факир Магдавая тоже принимает участие в танце, но не перестаёт искать глазами прекрасной Никии.

Наконец в дверях пагоды появляется закутанная покрывалом баядерка.

Освещенная красноватым светом факелов, она привлекает к себе общее внимание.

Великий брамин подходит к ней, поднимает покрывало и приказывает ей принять участие в танцах.

Никия сходит со ступенек пагоды и начинает танцевать.

Танец "Джампо".

Потом звуки турти (волынка) и вины (небольшая гитара) служат аккомпанементом грациозным и сладострастным движениям баядерки. Движения эти делаются всё живее и быстрее, оркестр положительно гремит, и прежний танец снова возобновляется.

Во всё это время Великий брамин не спускает с прекрасной баядерки влюблённого взора.

Когда она танцует, он подходит к ней и говорит:

- Я люблю тебя… я с ума схожу от любви к тебе… я сделаю тебя главой в нашем храме… заставлю весь народ обожать тебя!.. Только… отвечай мне на мою любовь!

- Ты забываешься! - говорит она. - Посмотри на этот шнурок! Это знак высокого сана, который ты занимаешь… Я не люблю тебя и никогда не полюблю.

Она с ужасом отталкивает его.

- А! - восклицает брамин. - Помни же, что я никогда не забуду этого оскорбления!.. Я употреблю все силы, чтобы отомстить тебе!.. И моя месть будет ужасна!..

Никия старается удалиться. Она идёт с другими баядерками и, так же как они, наполняет свою вазу водой из священного пруда и даёт пить утомлённым странникам и людям, принимавшим участие в танцах.

Факир Магдавая продолжает свой оригинальный танец и свои фанатические бичевания. Никия подходит к нему и предлагает воды, чтобы прохладиться. Факир пользуется удобным случаем и говорит баядерке:

- Солор тут поблизости… Он хочет тебя видеть.

Никия в восторге от этого известия.

- Пусть он придёт, как только кончится торжество, - отвечает она. - Я буду у окна… Постучи три раза, и я выйду.

- Хорошо, понимаю. Только тише! Нас могу услышать.

Факир опять принимается за свою безобразную пляску, а Никия уходит, как бы ничего не зная.

Церемония оканчивается. Брамины велят баядеркам идти в храм. Все уходят со сцены.

Показывается месяц. Окна пагоды темны.

Солор идёт в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины. Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нём показывается Никия с гитарой в руках.

Факир кладёт сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озарённая лучами луны. Солор бросается к её ногам, потом заключает её в свои объятия. Они счастливы.

- Я люблю тебя, - говорит Никия, - ты храбрый!.. Какое только горе, что нам нельзя часто видеться!..

- Я жить не могу без тебя, - отвечает Солор.

- Да, но что делать?.. Взгляни на эту одежду - я баядерка!.. Меня с детства обрекли на это звание. Я не могу его оставить… Ты - моё единственное утешение в жизни.

В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застаёт влюблённых обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит.

- Убежим! - говорит Солор. - На этих днях я приду за тобой… Я богат… От тебя зависит только согласиться!..

- Я согласна! Но поклянись только мне перед этим храмом… что твоё сердце никому не будет принадлежать, кроме меня… что ты меня будешь любить всю жизнь!..

- Я клянусь тебе в этом и призываю в свидетели Браму и Вишну!

- Хорошо, помни же свою клятву… Если ты позабудешь её, тебя будут преследовать всевозможные несчастья.

- Посмотри, однако, уже начинает рассветать, нам нужно расстаться.

В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становиться опять к окну. Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья.

Охотники приносят с триумфом убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Наконец он отдаёт охотникам приказание возвращаться домой и отправляется вместе с ними, рассчитывая скоро вернуться.

Никия посылает Солору из окна воздушные поцелуи и начинает играть на инструменте прежнюю мелодию.

В дверях пагоды опять показывается Великий брамин. Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести.

_____________

*Баядеркам поручено смотреть за пагодами; они живут в этих пагодах и учатся у браминов. (Примечание автора.)

1 | 2 | 3 | 4

Источник: Маленькая балетная энциклопедия

Билеты на "Баядерку" :: Основная сцена :: Новая сцена :: Купить! :: Себе или своим
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru  
Copyright © 2006 – 2014 ЧА «Баядерка»