Балет "Баядерка" в Чувашском государственным театре оперы и балета
Так описывает балет "Баядерка" сайт Чувашского государственного театра оперы и балета:
Л. Минкус
БАЯДЕРКА
Балет в 3-х действиях
Либретто и хореография Мариуса Петипа
в редакции заслуженного артиста РФ Владимира Пономарева
и народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР
Вахтанга Чабукиани
Постановщик - Борис Бланков (Санкт-Петербург)
Художник - заслуженный художник Чувашии Валентин Федоров
Художник по костюмам - Галия Юсупова
Дирижер - Сергей Вантеев
Балет Минкуса «Баядерка», поставленный М.Петипа в 1877 году на сцене петербургского Большого театра, представляет собою
знаменательное явление русской хореографической культуры. Этот спектакль подытожил находки и завоевания мирового балетного театра, стал этапным для
целого периода в истории балета. Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце. Появившись в Петербурге, спектакль
неоднократно ставился и на других сценах, но тем не менее остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного
благородства формы, сдержанного в своих проявлениях, но напряженного и отчетливого драматизма.
Тема самоотверженной всепоглощающей любви баядерки, любви - как высшего смысла жизни, принадлежит к популярным темам музыкального
театра XIX века. Литературными источниками ее служат драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка».
Балет «Баядерка» интересен тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины XIX века, об определенном
типе зрелищности. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия многочисленных участников празнеств, эффектный дивертисмент со знаменитым
«индусским танцем» - все это создает атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и
выгодно подает другие эпизоды, где главное - сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработке психологических характеристик и нюансов. Сцена
«Теней» до сих пор остается непревзойденным шедевром по тонкости психологического проникновения в образ и богатству открываемого внутреннего мира.
Эта сцена не знает себе равных в истории мирового балетного репертуара. Отсутствие внешних событий, сосредоточенность на раскрытии сложного
духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию прообразом
будущего «симфонического» балета - открытия XX века.
Чувашский театр оперы и балета впервые обращается к этому шедевру. Спектакль, отпраздновавший свой 125-летний юбилей, и сегодня
притягивает, впечатляет и искренне волнует. Недаром по сей день «Баядерка» принадлежит к числу самых любимых спектаклей - любимых и зрителями, и
самими исполнителями.
Действие первое
Молодые воины во главе с Солором охотятся на тигра. Перед тем как углубиться в лес, Солор поручает факиру Магедавее передать
баядерке Никии, что он будет ждать ее у храма. Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и
служительницы храма - баядерки - исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете
безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает домогательства верховного
жреца. Она никогда не полюбит его. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда. Магедавея незаметно сообщает Никии, что
Солор придет к ней. Баядерка счастлива.
Вечереет. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор
предлагает Никии бежать. Баядерка согласна. Солор клянется, что будет верен ей.
Утро. Раджа Дугманта - глава княжества - сообщает своей дочери Гамзатти, что сегодня она увидит своего жениха. Получив согласие
дочери, раджа посылает за женихом. Это - храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору свою красавицу-дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин
поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Наступает время совершить обряд
посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Является великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Дугманта отсылает всех.
Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о
любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву должна
умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Он грозит радже карой богов за смерть баядерки. Но раджа
неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает ее танцевать в день
торждества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет жениха - Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности.
Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка, готова скорее умереть, чем расстаться с ним. В гневе Никия заносит на
Гамзатти кинжал, но подоспевшая невольница удерживает баядерку. Дочь раджи проиносит смертные приговор Никии.
Действие второе
Сад перед дворцом раджи. Пышное празднество по случаю помолвки Солора и Гамзатти. Баядерка Никия должна развлекать гостей
танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому Солору. По распоряжению Дугманты невольница вручает Никии от имени
Солора корзину цветов. Счастьем и бурной радостью наполняется танец баядерки. Но неожиданно из цветов выползает змея и смертельно жалит Никию. Никия
понимает, что виновница ее смерти - мстительная дочь раджи. Великий брамин обещает спасти Никию, если она полюбит его. Но баядерка остается верна
своей любви к воину. Солор склоняется над умирающей.
Действие третье
Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Факир Магедавея тщетно пытается отвлечь его от тяжелых раздумий. Факир вызывает заклинателя
змей. Под звуки флейты Солор засыпает. Перед ним из мрака возникают тени умерших. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Среди них Солор
видит прекрасную Никию. Она зовет его за собой. Очнувшись, Солор поражает себя кинжалом.