Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
Никогда не была ярой поклонницей классического балета. Может быть, потому, что многое из того, что видела,
выглядело откровенно архаичным, далеким от современности. Салонное искусство, с его церемонной пластикой – казалось бы, у кого это может сегодня
вызвать восторги, кроме ценителей? Но последняя премьера в Красноярском театре оперы и балета – «Баядерка» Людвига Минкуса – напрочь разбила все
стереотипы. Балетмейстер-постановщик Сергей Бобров вдохнул современную энергию в оригинальную хореографию Мариуса Петипа, сумел выделить и
подчеркнуть все наиболее яркие моменты этого замечательного балета. А художник-постановщик Дмитрий Чербаджи придал ему по-настоящему роскошное
оформление.
Можно принимать или не принимать постановки Сергея Боброва – это уж кому как нравится. Но не уважать его просто невозможно.
Молодой, полный энергии и творческих амбиций – в немалой степени именно благодаря ему состоялись зарубежные гастроли Красноярского балета. И везде
получили высокую оценку самой взыскательной публики, опровергая тем самым упреки скептиков в нарушении классических традиций и даже «попсовости»
хореографии Боброва.
Когда-то бытовало расхожее мнение, что Красноярский балет – это народные артисты России Наталья Чеховская и Василий Полушин,
остальные артисты как-то скромно находились в их тени. Но сегодняшние солисты театра – заслуженные артисты России Наталья Хакимова, Алла Юхимчук,
Игорь Климин, заслуженный артист Башкортостана Аркадий Зинов, артисты Мария Куимова, Анастасия Чумакова, Николай Олюнин и многие другие, поверьте,
ничуть не хуже! А в чем-то даже и превосходят знаменитую пару. Что еще раз подтвердила последняя премьера театра.
Немного об истории создания «Баядерки». Считается, что, наряду с такими балетами, как "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая
красавица", он составляет классическое наследие русской хореографии. Премьера «Баядерки» состоялась в 1877 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
Создателями балета были учтены пристрастия публики XIX века, повально увлекавшейся тогда восточной экзотикой. Эмоциональная музыка Минкуса,
новаторская хореография Петипа, высокое исполнительское мастерство балета – нужно ли говорить, что балет имел грандиозный успех?
В Красноярском театре оперы и балета к «Баядерке» обращаются уже в третий раз. Но бобровская версия существенно отличается от
предыдущих. Любовная трагедия баядерки Никии и воина Солора, интриги и козни Великого Брамина, мстительная ревность дочери раджи Гамзатти, встреча
Никии и Солора в царстве теней – все это разворачивается не в трех, а в двух действиях. Что, на мой взгляд, пошло только на пользу спектаклю. В
драматическом театре публика довольно спокойно воспринимает, когда режиссер убирает часть текста пьесы, если это мешает его замыслу. И кто сказал,
что нельзя перекраивать музыкальный материал? Очень даже можно! В «Баядерке» Сергея Боброва ушла излишняя затянутость и бесконечные повторы
отдельных сцен, спектакль стал более динамичным и воспринимается на одном дыхании.
Конечно же, его успех был бы невозможен без мастерской работы артистов. И не только солистов: «Баядерка» - настоящий триумф
кордебалета, его многочисленность и хорошая подготовка – непременное условие этого балета. А знаменитая композиция «Тени», где два десятка балерин
на протяжении пятнадцати минут синхронно повторяют движения – просто незабываемое зрелище!