Так описывает Пресс-служба Мариинского театра премьеру балета "Баядерка", которая состоялась в 2002 году:
31 мая в Мариинском театре премьерой балета Л. Минкуса "Баядерка" (реконструкция спектакля 1900 года) открывается Десятый
Международный фестиваль "Звезды белых ночей". Над спектаклем работает хореограф-постановщик Сергей Вихарев, осуществивший в Мариинском театре
реконструкцию балетов "Петрушка" М. Фокина и "Спящая красавица" М. Петипа. Художник капитального возобновления декораций - Михаил Шишлянников,
художник-технолог возобновления костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижировать премьерой будет Михаил Синькевич. Оригинальная партитура Людвига Минкуса
восстановлена в 2002 году в центральной музыкальной библиотеке Мариинского театра по рукописному экземпляру 1876 года и является собственностью
Мариинского театра. Хореографический текст Мариуса Петипа реставрирован на основе записей Николая Сергеева, выполненных в системе хореографической
нотации Степанова, из театральной коллекции Гарвардского университета. С "Баядеркой" связаны лучшие страницы истории Мариинского/Кировского театра.
В нем танцевали Никию такие легендарные балерины как Матильда Кшесинская, Анна Павлова, позже, в спектакле 1920 года, в котором музыка звучала в
обработке Бориса Асафьева, солировала Ольга Спесивцева. В 1941 году балет шел с новыми танцами в постановке Вахтанга Чабукиани, он же выступил в
партии Солора. Его партнершей была блистательная Наталья Дудинская. В 2002 году театр вновь обращается к шедевру Мариуса Петипа. На протяжении
советской истории театра на сцене шла трехактная версия балета, в финале которой Солор остается в царстве теней. Четвертый акт балета считался
утерянным. Но в фондах библиотеки Мариинского театра сохранилась полная партитура спектакля 1900 года, по которой и ведется работа над балетом.
Балетмейстер Сергей Вихарев рассказывает о работе над спектаклем: "Эта работа как возвращение к истокам. В библиотеке театра сохранился абсолютно
подлинный Минкус. Мы с трудом восстановили ноты, потому что они были разобщены. Пришлось почти по почерку сверять какая страница за какой идет,
потому что в библиотеке ноты столько раз перекладывали, что если бы еще раз переложили, то было бы уже невозможно ничего найти. И это удача, что мы
можем восстановить полную партитуру Минкуса к этому балету. Декорации и костюмы мы восстанавливаем по эскизам и фотографиям, сохранившимся в
театральном музее".